Бартолинит: причины, симптомы, лечение в клинике КСТ в Москве

Бартолинит (воспаление бартолиновой железы)

Бартолинит — распространённая патология, связанная с воспалением большой железы преддверья влагалища. Она названа по имени анатома, впервые ее описавшего, Бартолиновой железой. Железа эта парная, расположена симметрично по обе стороны входа во влагалище в районе нижней трети больших половых губ. В норме выделяемый ими специальный секрет поддерживает оптимальную влажность и Ph слизистой вульвы и влагалища, а при половом возбуждении за счет него обеспечивается смазка интимной зоны и защита ее от повреждения.

Воспаление бартолиновой железы развивается при попадании в ее ткань патогенных микроорганизмов. Это могут быть неспецифические микроорганизмы (стафилококк, стрептококк, кишечные палочки и др.) или возбудители инфекций, передающихся половым путём — гонококк, хламидия, гонорея и пр.

Цены на лечение воспаления бартолиновой железы

• Вскрытие абсцесса бартолиновой железы8 500
    • Операция марсупиализация бартолиновой железы22 000
    • Восстановление проходимости выводного протока большой железы железы предверья15 000
    • Удаление кисты бартолиновой железы19 000

Причины бартолинита

Существует несколько способов попадания патогенных микроорганизмов в толщу бартолиновой железы:

• Воспаление бартолиновой железы у женщинпри местном поражении тканей. В этом случае очаг инфекции локализуется в половых органах женщины;
    • при генерализованной инфекции, когда перенос микроорганизмов произошел по кровеносной или лимфатической системе из других органов, анатомически между собой не связанных.

В норме организм в состоянии самостоятельно справляться с патогенной флорой и подавлять ее способность к размножению и распространению, но если существуют такие факторы как:

• несоблюдение женщиной правил личной гигиены и ношение неудобного, синтетического нижнего белья. Синтетическая ткань может влиять на баланс влажности и температуры, что вызывает размножение патогенных бактерий. Тесное нижнее белье может сдавливать промежность, мешая выходу секрета, что приводит к набуханию железы.
    • чрезмерная опрятность с применением щелочных мыльных средств, частое спринцевание антибактериальными препаратами вызывающих нарушения микрофлоры влагалища.
    • снижение иммунитета на фоне переохлаждения, вредных привычек, нерационального питания и др.;
    • незащищенные половые контакты с разными партнерами;
    • травмы, расчесы в области промежности;
    • при дисбактериозе влагалища на фоне длительного приема антибиотиков;
    • при хронических воспалительных болезнях с формированием постоянного очага инфекции: хроническом цистите, уретрите, колите, хроническом гайморите и даже кариесе инфекция может попасть в железу по кровеносным или лимфатическим сосудам;
    • При падении иммунитета на фоне сахарного диабета и других заболеваний возрастает риск проникновения бактерий в паренхиму и развития воспаления бартолиновой железы.

Как проявляется бартолинит у женщин?

Для бартолинита характерна несимметричность поражения. Случаи, когда воспаление протекало сразу же в двух железах одновременно, крайне редки и относятся к казуистике. Обычно первичный воспалительный процесс локализуется в устье протока, где формируется плотный отек, приводящий к его закупорке. В таких условиях, когда нарушается способность эвакуации секрета, очень быстро инфекция распространяется по всей структуре органа. Подобное острое воспаление всегда характеризуется специфическими симптомами:

Воспаление бартолиновой железы у женщин

• появление плотного болезненного образования в области большой половой губы. При надавливании на него боль усиливается;
    • неприятные ощущения при мочеиспускании
    • половые губы становятся ассиметричны;
    • женщина жалуется на сильную боль в области промежности, которая усиливается при ходьбе
    • боль при сексуальном контакте; недостаточность интимной смазки во время возбуждения.
    • гнойное отделяемое из преддверия влагалища. При некоторых инфекциях, передающихся половым путём, выделения могут быть слизистыми и водянистыми;
    • общий интоксикационный синдром с повышением температуры тела, ознобом и общей слабостью.

Появление таких симптомов не должно оставаться без внимания, так как требует незамедлительного лечения. Целью которого будет восстановление общего самочувствия, недопущения развития осложнений и перехода заболевания в хроническую форму.

При хроническом, рецидивирующем бартолините эпизоды обострения будут сменяться ремиссиями, и так вплоть до угасания репродуктивной функции женщины, которая наступит в климакс. В этот период эстрогензависимая секреторная функция желез преддверья влагалища существенно снизится и вместе с этим затихнут предпосылки для воспаления. Но стоит ли так долго ждать?

Необходимое обследование

Наши врачи быстро распознают бартолинит. Как правило, он основывается на характерном внешнем виде половых губ, что выявляется во время гинекологического осмотра. Какие методы используют в нашей клинике?

Обязательно берётся мазок из мочевыделительного канала и влагалища. Это необходимо для оценки микрофлоры и выявления её отклонений. Исследование дополняют бактериологическим посевом отделяемого из протоков железы. Благодаря этому врачи определяют конкретного возбудителя болезни и его восприимчивость к антибиотикам.

Дополнительно проводится общий гинекологический осмотр, который может выявить сопутствующие гинекологические заболевания.

Лечение бартолинита

Самостоятельное устранение патологии невозможно — оно может стать причиной развития осложнений различной степени тяжести, вплоть до тяжелой гнойной инфекции. Поэтому всем пациенткам с признаками бартолинита следует обратиться за профессиональной медицинской помощью.

Выявить бартолинит можно при визуальном осмотре

Наши специалисты в Клинике Современных Технологий проводят комплексный осмотр всех пациенток и определяют оптимальную тактику лечения. Оно зависит от стадии болезни и сопутствующих патологий.

Консервативная терапия используется при остром воспалении. Активно используют два подхода: антибактериальное лечение и противовоспалительные медикаменты. Антибиотики назначаются при определении чувствительности возбудителей к ним. Благодаря этому лечение становится эффективнее и безопаснее. Противовоспалительные средства предназначены для снятия симптомов интоксикации. Также при лечении используются:

• суппозитории, для введения препаратов более близко к очагу инфекции
    • прикладывание холода — для замедления развития инфекции
    • антигистаминные препараты
    • обезболивающие препараты
    • капельницы с водно-солевым раствором — при сильной интоксикации

При формировании в области промежности абсцесса или хронической кисты проводится хирургическое лечение. Гнойник, содержащий большое количество бактерий, вскрывается в операционной. Весь гной удаляют, а рану промывают с помощью антисептических растворов. После этого в полость абсцесса устанавливают дренаж, по которому оттекает вся воспалительная жидкость. Хирургические вмешательства всегда сопровождаются антибактериальной терапией.

Для того чтобы в будущем киста или абсцесс не образовались вновь, очень важно своевременно восстановить проходимость протока бартолиновой железы. В нашей клинике делается это двумя способами:

маркер В операционной под внутривенным наркозом проводится операция, в ходе которой формируется новый проток. По нему в дальнейшем секрет железы будет выводиться наружу.
    маркер Не оперативно, с помощью катетера Ворда. Для постановки катетера Ворда не требуется наркоз и операционная. Эта щадящая процедура проводится в гинекологическом кабинете под местным обезболиванием. Длится она не более 10 минут и комфортно переносится пациентами. Метод также позволяет создать новый проток, который позволит железе полноценно функционировать.

Выбор правильного лечения бартолинита — залог выздоровления и отсутствия проблем с женской половой системой в будущем. Поэтому мы рекомендуем обращаться к нашим специалистам при первых симптомах заболевания, когда высокой эффективностью обладают даже консервативные подходы. Помните об этом и не оттягивайте визит к гинекологу.

Врачи, занимающиеся лечением бартолинита