Крауроз вульвы: симптомы, диагностика, клиническая картина.

Симптомы крауроза вульвы

Крауроз вульвы (склероатрофический лихен) в большинстве случаев диагностируется на поздней стадии, так как на начальном этапе протекает практически бессимптомно. К сожалению, пациентки обращаются к врачу только когда появляются яркие, изнуряющие симптомы крауроза вульвы, а процесс уже имеет распространенный характер. Лечение не позволяет быстро создавать стойкую, длительную ремиссию. Поэтому мы не перестаем говорить о важности регулярной гинекологической диспансеризации.

Цены на лечение крауроза вульвы

• Прием врача-акушера-гинеколога по проблеме лечения склероатрофического лихена/лейкоплакии вульвы лечебно-диагностический, амбулаторный3 500
      2 200
    • Внутрикожное введение аутологичной плазмы при лечении дистрофических заболеваний вульвы8 000
    • Лечение крауроза вульвы лазером при одностороннем поражении (1 процедура)10 000
    • Рассечение синехий (сращения) половых губ, вызванных склероатрофическим процессом вульвы4 500
    • Профиль комплексного обследования при краурозе вульвы Расширенный (диагностическая вульвоскопия, мазок на флору, цитологическое исследование соскоба с шейки матки, биопсия вульвы с последующим гистологическим исследованием)11 500
    • Лазерное лечение крауроза вульвы (склероатрофический лихен) 16 000
    • Лазерное лечение лейкоплакии вульвы 16 000
    • Лечение крауроза вульвы лазером при распространённом поражении с переходом на область заднего прохода (1 процедура)21 000
    • Лечение крауроза вульвы лазером при одностороннем очаговом поражении курсовое лечение (3 процедуры)27 000
    • Лазерное лечение лейкоплакии вульвы цена за 3 процедуры42 000
    • Лазерное лечение крауроза вульвы (склероатрофический лихен) цена за 3 процедуры43 000
    • Лечение крауроза вульвы лазером при двустороннем распространённом поражении с переходом на область заднего прохода (3 процедуры)59 000

Клинические проявления крауроза вульвы (склероатрофического лихена)

Осветление участка кожи слизистой при краурозе вульвы

На начальной стадии болезнь может проявляться только чувством сухости, легкого покалывания в интимной зоне. Также может отмечаться небольшая отечность половых губ и легкий дискомфорт на этом фоне. Это так называемая папулезная форма заболевания. В этом случае обычно процесс локализован только в области половых губ, чаще всего в виде единичных элементов атрофии, проявляющейся визуально в виде белесоватых пятнышек. Прианальная область, преддверье влагалища, клитор и область мочеиспускательного канала не поражены. Это начальная стадия заболевания имеет менее выраженные симптомы и легче всего поддается лечению.

У пациенток с отягощенным аллергологическим анамнезом болезнь может дебютировать с эритематозно-отечного варианта. В этом случае на фоне участков атрофии слизистой отмечается выраженный отек половых губ. При этой форме на первое место в жалобах выходит боль в  области промежности, чувство дискомфорта во время полового акта.

Практически бессимптомно протекает витилигинозная форма, которая часто ошибочно диагностируется как лейкоплакия вульвы или витилиго. В этом случае от врача требуется опыт и наличие клинического мышления для проведения правильной дифференциальной диагностики.

При самой распространённой, атрофической форме крауроза, склеро-дистрофические изменения в интимной зоне выражены значительно. Процесс носит распространённый характер, вовлекается прианальная область, область мочеиспускательного канала, клитора.

Истонченная кожа в очагах поражения начинает напоминать «папиросную бумагу», она полностью теряет свою эластичность и подвержена образованию трещин и мацераций. Ранимая и потерявшая свои защитные свойства, такая кожа становится источником вторичных уже бактериальных инфекций. Что значительно осложняет течение основного заболевания и вызывает новые дополнительные страдания у пациенток.

К сожалению, без должного лечения болезнь только прогрессирует и приводит к склеротической деформации промежности. Выражающейся в:

• деформации и сморщивании половых губ;
    • атрофии, вплоть до полного исчезновения клитора;
    • сужении, и даже полном срастании входа во влагалище;
    • сморщивании и стенозировании области мочеиспускательного канала и ануса.

Кроме выраженных анатомических дефектов пациентки при этой форме заболевания начинают предъявлять яркие, эмоционально окрашенные жалобы.

Характерные жалобы, которые должны насторожить клинициста

Мы одна из первых Московских гинекологических клиник, занимающихся лечением крауроза вульвы. За время существования наши специалисты обратили внимание, что все чаще на лечение приезжают пациенты с поздно диагностированным краурозом вульвы. В этом случае требуется более длительное и затратное лечение. А ведь болезнь можно было диагностировать намного раньше по характерным жалобам и симптомам.

Зуд в области промежности

Симптом прогрессирующего заболевания: поражение прианальной области

Жалоба на зуд в промежности является самым ярким симптомом крауроза вульвы, обычно именно она заставляет обратиться к гинекологу за помощью. Для нее характерны некоторые особенности, в виде усиления:

• в ночное время;
    • при перегреве;
    • после приема горячих ванн или просто контакта с водой;
    • после физических нагрузок;
    • приема острой пищи, кофе.

Если на начальном этапе симптомы выражены незначительно и проявляются в виде чувства покалывания в промежности, то со временем они стремительно усиливаются. Пациентки начинают испытывать изнуряющий, постоянный, приносящий глубокое страдание зуд в области промежности.

К нам на прием в Отделение лечения крауроза вульвы приходили женщины, настолько измученные своим состоянием, что честно признавались о суицидальных мыслях на этом фоне.

Вульводиния

Болезненные ощущения и дискомфорт в области вульвы и преддверия влагалища – называется вульводиния. Она может быть первым симптомом начинающейся атрофии и требует внимания со стороны гинеколога. Женщины с вульводинией описывают свои ощущения как:

• Болезненное жжение.
    • Сухость и напряжение.
    • Стягивание кожи промежности.

Стоит отметить, что вульводиния может встречаться при психосоматических расстройствах, у больных сахарным диабетом, в климактерическом периоде, у беременных. В этих случаях тактика лечения и ведения будет отличаться, поэтому мы призываем врачей гинекологов проводить тщательную дифференциальную диагностику.

Боль во время полового акта

Боль во время полового акта (диспареуния) – обусловлена склероатрофическими и дистрофическими изменениями, происходящими в эпителиальной ткани вульвы. На этом фоне происходят деформация и сужение преддверия влагалища, уменьшение половых губ и клитора. В сложных, запущенных случаях мы видели пациенток даже с полностью сомкнувшейся половой щелью, суженным отверстием мочеиспускательного канала, с полной атрофией малых половых губ и клитора. Травмирование во время полового акта тонкого, истощенного на фоне болезни эпидермиса при отсутствии должного лечения делает интимную близость тягостной и практически невозможной.

Болезненное мочеиспускание

При распространении атрофических процессов на наружное отверстие мочеиспускательного происходит его рубцовая деформация и последующее сужение. В результате к основным жалобам добавляется новое страдание, связанное с болезненным, частым мочеиспусканием. Кроме всего, истонченная, атрофичная кожа этой зоны может стать источником бактериальной инфекции с развитием осложнений в виде уретрита, цистита.

Боль при дефекации

При поражении анального отверстия, его сужении и деформации пациентки испытывают чувство дискомфорта и боли как во время акта дефекации, так и в повседневной жизни. Кожа вокруг заднего прохода на фоне болезни истончается, легко травмируется, появляются болезненные, кровоточащие трещины. Зачастую такие пациентки ошибочно обращаются к проктологам, хотя причина – гинекологическая.

Кровянистые выделения

В дебюте болезни могут появляться жалобы на мажущие кровянистые выделения, причина которых истончение, изъязвление наружного эпителиального слоя, выстилающего слизистую интимной области. В дальнейшем в этих областях могут формироваться очаги вторичной инфекции, образовываться рубцы и трещины, развиваться воспаление.

Важно понимать, что своевременно начатое лечение позволяет снять симптомы заболевания, вызвать длительную ремиссию, локализовать процесс и не доводить до его распространения на все зоны промежности.

Врачи, занимающиеся лечением склероатрофического лихена вульвы (крауроз):